От информационного футуризма — к планетраной модели блогатома

        14 мая 2010            Рубрика: Новости

С легкой подачи Сергея Кириенко нынешнюю эпоху развития отрасли называют «атомным ренессансом». Однако в области атомных связей с общественностью впору говорить об эре информационного футуризма.

Следуя за общей тенденцией современной журналистики, пишущая атомная братия пускается в поиски новых перспективных и постоянно эволюционирующих форм общения с благодарным читателем – через глобальную веб-паутину.
Термин же «народный интернет-журналист» совсем скоро станет не просто статусом, символизирующим Inet-активность пользователя, но превратится в полноценный и желанный титул, присвоения которого будут удостоены лишь те мастера слова, которые стали ближе к своему (многомиллионному) читателю — через монитор ПК.

«Как это работает» и «что делать» с этой новой данностью, работой в блогоосфере и соцсетях — вот вопросы, стоящие сейчас перед информационщиками предприятий Росатома. И на них Госкорпорация нашла ответы, воплотив их в форму обучающего семинара, прошедшего в обнинском ЦИПКе, куда в качестве мэтра блоговедения был приглашен эксперт, автор книг по новым медиа и интерактивному маркетингу, директор агентства «Редкая марка», занимающегося разработкой росатомовских блогов, известный блогер Антон Попов.

          В перерыве между лекциями невиртуальный Антон ответил на несколько проясняющих вопросов.

 

— Антон, для того, чтобы с легкостью серферить по волнам блогосферы, заработать себе определенный статус и иметь влияние, обзавестись десятками тысяч «фрэндов», должно пройти какое-то время. Так как же давно Вы «в теме»?
— Свой личный блог я начал вести еще с 2005-го. А с 2007 года я занимался в Yandex коммуникационными сервисами, мы запускали блог-платформу для Яндекса – blogs.yandex.ru. Тогда же начал систематизировать опыт и написал книгу «Блоги. Новая сфера влияния». С тех пор я востребован как специалист по этому вопросу.
— Расскажите, как к Вам пришла идея написания книги о блогах, этого, можно сказать, учебника блоговедению?
— Это было, с одной стороны, неосознанное желание мое, с другой стороны, осознанное желание издательства. Именно оно предложило мне написать на эту тему, а я согласился. А дальше никаких рамок не ставилось.

— Это Ваш первый опыт создания книги? Вам кто-то помогал в этом деле?
— У меня уже была одна книга, про игровые коммуникации – «Маркетинговые игры. Разделяй и властвуй». А помогали мне читатели блога. Ведь книга писалась именно в самом блоге blogbook.ru, читатели комментировали, что там было написано, и практически все комментарии потом были опубликованы в бумажном виде, в формате обычной книги. Книга же и выглядит, как блог: там есть глава («запись») и следующие за ней комментарии.

— Я так понимаю, работа в Яндексе – это уже пройденный этап. Что сейчас?
— Мне хотелось больше свободы, больше новых проектов, поэтому я основал агентство интерактивного маркетинга «Редкая марка». Мы занимаемся всем комплексом услуг в социальных медиа: мониторинг соцсетей и блогов, создание профилей, сообществ и блогов, PR 2.0, отношения с блогерами, организация для них поездок и других мероприятий, предоставление продуктов на тестирование (если это, скажем, FMCG-продукты), продвижение в блогах и соцсетях, связанное с вирусным маркетингом. Не забываем контекстную рекламу и прочие инструменты интернет-маркетинга.

— Образование Ваше связано с маркетингом?

— По образованию я вообще физик, но по специальности не работал. Правда, сейчас эти знания мне помогают при работе с Росатомом.



— Кстати, а как это все получилось – как Вас пригласили сотрудничать с атомной отраслью? Как Вы себе это представляли и как себя в этом ощущаете?

— Дело было, наверное, в книге. Через нее заметили меня, потом выяснилось, что есть агентство «Редкая марка». Росатом – масштабный клиент, интересно изменить ситуацию к лучшему… В динамике положительных и отрицательных комментариев в блогосфере за период 2008—2009 годов мы уже добиваемся какого-то прогресса.

— Антон, надо ли понимать, что Вас приглашали работать с Росатомом, исходя, в том числе, и из Вашего положительного отношения к атомной энергетике?
— Я вырос в Саратове, недалеко от Балаковской АЭС, и всегда представлял, что это такое, у меня не было никогда каких-либо фобий на этот счет. Плюс еще и физическое образование. Так что никаких иллюзий, что это супер-опасно и все плохо, я не питал. Вообще, мы не занимаемся теми проектами, которые нам не нравятся, которые для нас не этичны. Мы не кривим душой и никого не обманываем. Например, мы не берем на обслуживание табачные компании, потому что у нас никто не курит.

— Скажите, прежде чем ехать этот семинар, где Вы присутствуете в качестве лектора, какие цели Вы для себя ставили? Какие ожидания были по поводу аудитории? Оправдались ли они? Удалось ли достичь поставленных целей?
— Меня радует, что аудитория очень активная, быстро включается в обсуждение, комментирует, спрашивает — обратная связь налажена. А что касается цели — это не просто вложить в умы знания, а именно применить их на практике. Хочется, чтоб каждый человек, когда он вернется на рабочее место, не забыл все, что тут говорилось, а использовал для улучшения имиджа отрасли, реагировал в случае негативной ситуации. Раньше мы это делали самостоятельно и без привлечения других сил, но если сотрудники атомной отрасли будут в этом помогать, получится еще лучше.

— Ваш прогноз, хотя бы в процентах, до скольких Вы донесли свою мысль, сколько реально по приезду домой станут «атомными блогерами»?

— Полагаю, что половина точно понимает, о чем речь, и будет этим заниматься. Мы планируем создать интранет-проект, куда включим всех участников этого семинара; там мы будем просить выполнить некоторые задания, касающиеся реагирования в блогосфере.

— Антон, расскажите о тенденции ведения на предприятиях корпоративных блогов.
— Корпоративные блоги, с одной стороны, интересный инструмент для B2B-рынка, а В2В-рынков становится все больше. С другой стороны, все идет к упрощению информации, поэтому многие компании заводят микроблоги, на том же Twitter. На Украине, например, почти половина компаний, которые создают себе новые сайты, одновременно заводят и микроблог. Это существенный сейчас трэнд.
Плюсом к теме про сокращение времени на создание и потребление контента становятся видеоблоги: растут пропускные способности каналов, не нужно расшифровывать записи, можно снять интервью или событие на видео и разместить его в блоге. Это, конечно, не очень хорошо для поисковых машин, так как им нужны текстовые записи, но и они теперь лучше индексируют видео — вопрос времени, когда это станет стандартом.

— Как Вы считаете, это корпоративное блогерство не захватит, не заполонит ли все до такой степени, что отодвинутся на задний план официальные сайты?
— Глобальной угрозы нет. Но если компания маленькая, и директор зачастую присутствует в нескольких лицах, то часто заводится не сайт, а именно корпоративный блог. Там есть несколько статичных страничек, но в основном это информация, обновляемая в режиме блога.
С точки зрения не блогов, а социальных сетей, многие даже крупные компании отказываются от официальных сайтов, где все статично и мертво, в пользу представительств в соцсетях. Скажем, конфеты Skittles в 2009 году отказались от корпоративного сайта, оставив лишь менюшку с шестью кнопками, каждая из которых вела на результаты поиска по слову Skittles в Twitter, на Youtube, на Fasebook. Фактически, таким образом компания создала навигатор по социальным медиа, из которых можно что-то узнать о продукте, при этом отказавшись от официального сайта. За этот год они на Fasebook собрали группу в 4 миллиона человек! Самая большая – у Coca-Cola – 5 миллионов. Сравните бренды: где глобальная Coca-Cola и где Skittles, которые за счет инновационного подхода создали такую большую группу лояльных людей.

— А не является ли это для многих пользователей раздражающим фактором: ты зашел на официальный сайт, а тебя туда посылают, сюда отправляют?..
— Никуда их особо не посылают. Это информация для обычного пользователя, которому миссию компании лишний раз читать не интересно. А что еще может сказать производитель конфет?(Смеется).



— Как на Ваш взгляд, что эффективнее, вести корпоративный блог или блог первого лица компании? Возьмем для примера, скажем, атомную станцию
.
— Если у первого лица будет достаточно времени, и он будет готов участвовать в этом не раз в месяц, то это вполне хороший формат. Здесь, кстати, уместен и видеоформат, и аудиоформат записей, но это не должна быть официальная речь. Не надо забывать и о том, что последуют неизбежные комментарии, на которые надо будет реагировать.

— Каковы Ваши прогнозы на работу в блогосфере для атомной отрасли?
— Конечно, продолжится работа на внешних блогах, чтобы знать, что говорят про атомную отрасль. Кроме того, должна появиться сеть блогов (у каждого предприятия свой тематический или корпоративный блог), которые агрегируются в центральную ленту Росатома, куда сходятся самые интересные посты с разных предприятий. У каждого предприятия будут места для фотохостинга, видеохостинга – дополнительные точки контакта с потенциальной аудиторией. Это некая планетарная модель: есть Солнце, вокруг которого крутятся разные планеты. Таких солнц может быть несколько, например, у концерна «Росэнергоатом» — одно, у топливных компаний – другое.

— Спасибо, Антон, значит, в будущем атомная отрасль будет функционировать в блогалактике.
Темой интерсовалась Светлана Афанасьева

__________________________________________________________________________________
Про Антона Попова:
http://blog.antonpopov.com/kto-ya/
 — сайт Антона Попова
http://slon.ru/articles/108578/ — интервью с А.Поповым, в котором он говорит о своей работе с «Атомэнергопромом»
НАШИ БЛОГИ
http://nrg.rosatom.ru/ — атомный блог «Энергичный блог»
http://www.blogi.rosatom.ru/baltaes/ — блог Балтийской АЭС
http://blogstroyka.rosatom.ru/ — блог «Атомные стройки» по строящимся площадкам



© Молодежная организация ЛАЭС, 2012—2023