Поисковые надежды

        13 августа 2010            Рубрика: Новости

На прошлой неделе в Калининграде и Немане состоялись совещания городских администраций с участием представителей концерна «Росэнергоатом» и Союза поисковых отрядов атомных станций России, возглавляемого работником ЛАЭС Дмитрием Смирновым.

Обсуждались программа и вопросы по подготовке предстоящей вахты Памяти, которая пройдёт во второй половине сентября на территории площадки строительства Балтийской АЭС и прилегающих районах, где отряд «Сосновый Бор» примет непосредственное участие.

***
В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне особо остро звучат темы поискового движения. В концерне «Росэнергоатом» и на Ленинградской АЭС стараются предоставить поисковому отряду «Сосновый Бор» все возможности для того, чтобы внести посильный вклад в дело увековечения памяти погибших и пропавших без вести. Руководитель отряда Дмитрий Смирнов рассказывает о том, что удалось сделать за последние месяцы:

«С середины апреля поисковый отряд «Сосновый Бор» проводил обследование местности в Ломоносовском районе  на территории бывшей «Таменгонтской республики» —           так называли Приморский (Ораниенбаумский) плацдарм, образовавшийся здесь в сентябре 1941года. Сравнительно невелик по размерам плацдарм — 65 км по берегу Финского залива от Керново до Старого Петергофа, 20-25 км в глубину, но как велико было его значение в системе обороны Ленинграда! Нависая над левым флангом немецкой 18-й армии, он не только прикрывал Кронштадт, но и оттягивал на себя немалые силы врага, сковывал его инициативу, являлся своеобразным трамплином, с которого началось наступление ваших войск в январе 1944 года.

Немало времени поиска было уделено участку в районе реки Воронка между урочищами Фабричная слобода и небезызвестным Елизаветино, где традиционно проводятся турслёты. Тщательно исследовались одиночные ячейки, разбросанные вдоль старых дорог и лесной массив в местах, где попадался многочисленный «настрел» из гильз от немецких пулемётов MG. Это дало свои результаты —           буквально в 15 метрах от дороги мы обнаружили «верховые» останки нашего бойца. Шестьдесят с лишним лет павший герой лежал, тихо врастая в землю, укрываясь ковром из мха… и никто, кроме давно поглумившегося над телом дикого зверья, не заметил торчащий каблук ботинка — ни грибники, ни лесорубы, когда-то буквально в метре от солдата свалившие вековую сосну…

Неторопливо приступив к разбору раскопа  руками, мы начали извлекать среди костных останков фрагменты амуниции и немногочисленные личные вещи. Показались коробка и трубка от противогаза, пустой магазин от СВТ (самозарядной винтовки Токарева), обрывки выцветшего бушлата с морскими пуговицами, где когда-то моряк в карманах хранил трофейную расчёску, химический карандаш и несколько советских монет довоенного выпуска — немых свидетелей того времени.

И вот самое главное — есть! – на свет показался тёмный эбонитовый шестигранник — медальон. Все в эту минуту вздохнули с облегчением и надеждой: ведь в медальон вкладывалась бумага со всеми данными солдата, а значит, мы можем попытаться найти его близких. Это особый эмоциональный момент, когда ты держишь в руках маленькую капсулу, понимая, что в ней заключена судьба человека! Следующие сутки до вскрытия медальона прошли в томительном ожидании… После подготовки необходимых условий и инструментов  удалось извлечь только ничтожные фрагменты вкладыша. К величайшему сожалению, время, влажность, перепады температур и грибок сделали своё чёрное дело — свёрток бумаги превратился в бесслойный  кисель. Увы, такие случаи нередки в поисковой практике. Данные оказались безвозвратно утеряны и единственная ниточка, ведущая в прошлое, которая позволяла вернуть имя и разыскать родственников, оборвалась…

Так в строю безымянных героев прибавился ещё один. Принять это непросто, но это и мобилизует для дальнейших поисков. По архивным данным, на этом участке оставлено на поле боя немало бойцов.

***
В перерывах «полевых» работ мы продолжаем сотрудничать с городским историко-краеведческим музеем: во время проведения традиционной городской военно-спортивной игры «Зарница» мы устраивали для детей импровизированное минное поле из пустых и полных банок с лимонадом, которые служат «сапёрам» своеобразным призом за смекалку и скорость, когда они работают с металлоискателем, ведя свою группу.

Совместно с директором музея Зоей Петровной Манько был организован плановый двухдневный выезд отряда  в район урочища Порожки, под Гостилицами. Здесь недалеко от поля мы нашли останки ещё одного моряка. Идя в атаку, он  не успел даже израсходовать свой боекомплект, оказавшись под прицелом вражеской миномётной мины — его тело было изувечено крупными осколками… Это эхо событий осени 1941года, когда 2-я бригада морской пехоты КБФ прибыла на этот рубеж из-под Котлов и Копорья. 12 сентября Отдельный стрелковый батальон, охранявший склады КБФ в Большой Ижоре, двинулся к передовой линии фронта и вошёл в её состав на исходной позиции у Гостилиц. К этому времени, 13 сентября начался бой. Битва продолжалась до 17 сентября. Матросы самоотверженно сражались. Гостилицы были отвоеваны, но к немцам пришло подкрепление. Они контратаковали, и удержать Гостилицы не удалось. Вторая Морская стрелковая бригада была вынуждена отойти на исходные позиции, понеся большие потери — только у 2-го батальона из 1250 человек личного состава осталось не более 100 бойцов…

***
В сентябре на площадке будущей Балтийской АЭС пройдут широкомасштабные поиски силами участников всего «атомного» поискового движения — это около 150 человек.

Вообще, на осень поисковики всегда возлагают большие надежды — не будет  мошкары и комаров, а «лёгшая» трава и прозрачный лес без листвы дополнят идеальные условия для работы. В этом году стояла аномальная жара, которая изнуряла и не позволяла долго находиться в полевых условиях. Но стоило попытаться представить себя на месте ребят из сорок первого, где было по-настоящему «жарко», и новые силы заставляли искать и не сдаваться…»

Историко-краеведческое направление МО ЛАЭС


Предыдущая запись:     ←
Следующая запись:    


© Молодежная организация ЛАЭС, 2012—2023