Живая земля

        7 мая 2014            Рубрика: Новости

Майские праздники для многих – долгожданные каникулы. Выехать с семьёй на природу, встретить весну, погреться на первом солнышке... Но для кого-то это время первой встречи с теми, о ком в семье говорят редко. Потому что ничего неизвестно, потому что «пропал без вести»...
Ранее мы писали о поисковой экспедиции «Теплобетонная», в которой в прошлом году принимал участие отряд «Сосновый Бор» Ленинградской АЭС. Тогда из лесной могилы на берегу Невы в районе Невской Дубровки было поднято 1625 бойцов. С медальонами и именными вещами оказались 145. Один из них – солдат Анатолий Васильевич Маменькин. Бумажку с данными о бойце спасло лишь то, что она была спрятана в гильзу и написана карандашом. В руках поисковиков гильза сломилась надвое и открыла имя героя. В растлевшем кошельке обнаружили размером с ладонь латунную иконку Казанской Божьей Матери. «Мы часто находим рядом с останками нательные крестики, простые иконки, – рассказывает заместитель командира отряда «Сосновый Бор» Константин Васильев, – и это лишний раз доказывает, что бойцы погибали с верой в душе, надеясь на спасение».
Искать родственников стали сразу. Медальон указывал на место рождения бойца – Вологодскую область. Через некоторое время оказалось, что один из внуков живет… в Сосновом Бору!
Поисковое братство не подводит, и вологодцы обратились за помощью к нашим. Внук Маменькина, его тёзка, но с другой фамилией –Анатолий Васильевич Морозов –работает в НИТИ им. Александрова. До звонка командира сосновоборского отряда Дмитрия Смирнова не знал ничего о своём пропавшем без вести предке: «В семье как-то не принято было об этом говорить, – признается Анатолий Васильевич. – Я больше знаю о родственниках по материнской линии. Они и финскую войну прошли, и Отечественную. Мать рассказывала, что когда пришли немцы, многие грозились их «шапками закидать», а те, что финскую прошли, плакали в открытую – «Нет, этих не закидаешь».

27 апреля под Кировском на ежегодном открытии Всероссийской Вахты памяти поисковики передали Анатолию Морозову прочитанный медальон, благо¬даря которому боец Маменькин обрёл не только имя, но и вечную память, адресованную ему. «Неожиданно это всё было… Поисковики делают очень благодарное дело. Ведь мы в перестройку страну потеряли, сами себя потеряли, – делится мыслями Анатолий Васильевич. – А они не устают искать людей». В тот день внуку показали и место гибели деда, и могилу, в которой он теперь захоронен вместе с 1625 братьями по оружию.
«В этих местах, напротив 8 ГЭС собирались военные части для переброски на другую сторону Невы,– рассказывает Дмитрий Смирнов. командир поискового отряда Сосновый Бор. – Река здесь простреливалась насквозь, потери были бесчисленны. И нельзя осуждать людей, которые наспех складывали убитых в это стихийное захоронение, пластами, беспорядочно. Задача была прорвать блокаду. И все резервы уходили только на это».

Сейчас на месте раскопа – ровная поляна. Стоишь, и кажется, земля на ней наконец обрела покой. Но это лишь маленький участок, освобождённый от стена¬ний пропавших без вести солдат. Работа по поиску не останавливается ни на день. Бойцов продолжают искать, и сколько их ждёт своего часа, знает лишь одна живая земля.

Татьяна Корнышева



© Молодежная организация ЛАЭС, 2012—2023