Бесценные «находки» поисковиков

        10 мая 2012            Рубрика: Новости

Еще 9 фамилий участников Великой Отечественной войны вычеркнуты из списка без вести пропавших и захоронены вместе с 213 неопознанными 8 мая 2012 года на мемориале в поселке Новая Малукса Кировского района Ленинградской области.
Среди 9 опознанных погибших – 20-летний летчик Георгий Сергеевич Луковкин, не вернувшийся с боевого задания в августе 1943-го года. Обломки фрагментов самолета ЯК-7Б и останки летчика были обнаружены членами объединения поисковых отрядов атомных станций России во время Вахты памяти весной 2011 года.

67 лет назад над зданием бывшего парламента германской империи – рейхстагом было поднято Знамя Победы советского народа в Великой Отечественной войне, унесшей десятки миллионов жизней. Но, как известно, война считается неоконченной до тех пор, пока не будет захоронен последний солдат. К сожалению, не приданными земле остаются еще сотни тысяч сражавшихся с полчищами немецких захватчиков. Наверное, в каждой семье есть пропавшие без вести родственники, место нахождения которых остается неизвестным до сего дня. В преддверии Дня Победы на одном из центральных каналов телевидения был показан сюжет, в котором правнук рядового Красной Армии совершенно случайно – в силу случайно сложившихся фактов – нашел своего прадеда, лежащего в земле в десятке тысяч километрах от места, считавшегося местом его гибели. Вместе с ним стала известна судьба еще 160 человек. И все это благодаря работе поисковых отрядов, которые делают новые открытия, устанавливают имена пропавших на полях сражений, находят вещественные доказательства исторических моментов, помогают изучать «белые пятна», которыми изобилует период Великой Отечественной войны.
Поисковая работа на месте боевых действий при защите города Ленинграда активно началась в 1989 году. За это время на территории Ленинградской области было поднято из земли более 55 тысяч останков солдат и офицеров.
Свое значимое место в большой армии поисковиков занимает и сводный отряд ОАО «Концерн Росэнергоатом», в составе которого работают и представители Ленинградской АЭС – поисковый отряд «Сосновый Бор». Этой весной местом поисков отряда стала территория села Дерезовка Верхнемамонского Воронежской области.
В прошлом году Вахта памяти проходила на ленинградской земле. В течение двух недель, ведя раскопки на берегу р. Назия в Кировском районе Ленобласти, поисковики-атомщики подняли из земли останки 28 пропавших без вести солдат и офицеров. Ими были найдены также вещи, на которых удалось прочесть и фамилии – Егоров Г. Д., Турок Даниил, Крылов.
Кроме того, во время той экспедиции, раскопав воронку упавшего самолета и исследовав местность вокруг нее, поисковики обнаружили останки человека, а также множество обломков самолета, в том числе и деталь с номером борта. Для того, чтобы более полно понять картину случившегося, члены поискового отряда «Сосновый Бор» еще несколько раз в течение лета и осени выезжали на место раскопок и по крупицам продолжали искать свидетельства трагедии. Собрав воедино все данные, удалось установить, что это был ЯК-7Б, не вернувшийся с боевого задания 1 августа 1943 года. По номеру самолета – №4315377 – удалось установить и личность погибшего летчика. Им был Луковкин Георгий Сергеевич – гвардии младший лейтенант, командир звена 27-го Гвардейского истребительного авиаполка. В архивных данных – «Именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 27-го Гвардейского Ленинградского Истребительного Авиакорпуса с 1 по 10 августа 1943 года» – сказано, что Луковкин Г. С. родился в г. Калинин в 1922 году. Погиб 1.08.1943. И далее: «Упал на территорию, занятую противником».
И вот только теперь, 69 лет спустя, на мемориале в п. Новая Малукса состоялось торжественно-траурное придание земле останков этого молодого человека, которому на момент героической гибели было всего лишь 20 лет.

К большой радости поисковиков, за прошедший год удалось разыскать и родственников Г. С. Луковкина, которые ничего не знали о нем с момента его гибели в августе 1943 года. Была лишь получена похоронка. Прошло почти 70 лет, за это время не стало его матери, так и не узнавшей, где похоронен ее младший сын, умерли его старшие братья Николай, Алексей и Константин. Известие о нем получили родственники младших поколений. На захоронение приехал правнук его брата Алексея Александр Чежин, которому командир поискового отряда «Сосновый Бор», начальник штаба Объединения поисковых отрядов концерна «Росэнергоатом» Дмитрий Смирнов вручил памятную рамку с фотографией Г. С. Луковкина из архива Минобороны и найденными фрагментами самолета, в том числе вытяжное кольцо от парашюта.
Надежда Михеева, фото автора

 

Георгий Сергеевич Луковкин родился в г. Калинин (Тверь) в семье железнодорожного служащего. Кроме него в семье было еще трое сыновей – Николай (1910 г.р.), Алексей (мой отец, 1911 г.р.) и Константин (1913 г.р.). Николай большую часть жизни прожил в Москве, работал в органах МВД, ушел в отставку в звании полковника. Алексей и Константин всю жизнь прожили в Твери, работали на железной дороге – машинистами паровозов, тепловозов и электровозов.
Моя семья (мама, папа и я) жила в Твери в одной квартире с бабушкой (матерью отца) и Георгием – дома его называли Жоржиком. Он окончил 10 классов средней школы №6. Школа находилась очень близко, буквально в двух шагах от нашего дома. В 70-е годы во дворе школы был установлен обелиск с фамилиями учеников, павших в Великую Отечественную войну. Насколько я помню, их было человек 20, среди них – и Георгий Луковкин.
По словам моих родителей, мы жили очень дружно. Жоржик охотно помогал присматривать за мной (я тогда была совсем маленькой), относил меня по утрам в ясли, играл и гулял со мной.

На фото, присланном родным 2 мая 1941 года: Г.С. Луковкин в форме курсанта Батайского летного училища

После окончания средней школы он уехал в г. Батайск и поступил в лётную школу. Потом началась война, и он ушел воевать.

 

Перед самой войной, в мае 1941 г., он прислал нам свою фотографию в летной форме. И больше мы его не видели. А потом бабушке сообщили, что самолет Георгия подбили и он погиб. Помню, бабушка очень плакала. Родители тоже горевали. Я была еще слишком мала, чтобы понять, что такое смерть.
Больше мы ничего не слышали о нашем Жоржике. Братья его не воевали – на то были свои причины. И все они дожили до глубокой старости. Бабушка Ксения, мама Георгия, умерла в 1973 г., так ничего и не узнав о погибшем сыне.
В настоящее время осталось в живых две его племянницы – я, Прохорова (Луковкина) Лидия Алексеевна, Луковкина Элла Николаевна и племянник Луковкин Евгений Константинович. Мы храним память о Георгии, хотя знаем о нем больше по рассказам родителей.

Прохорова Лидия Алексеевна, племянница погибшего летчика




© Молодежная организация ЛАЭС, 2012—2023